Задержки в производстве собственного истребителя Tejas вынуждают Индию снова отсрочить вывод из эксплуатации советских истребителей МиГ-21, впервые появившихся в составе индийских воздушных сил еще в 1955 году. Устаревшие самолеты продолжат службу по меньшей мере до 2026 года.
Индия в общей сложности эксплуатирует около 80 МиГ-21 в разных модификациях и снова вынуждена отсрочить решение отправить их на пенсию. При этом самому молодому индийскому МиГ-21 сейчас 40 лет.
Эта отсрочка не первая. Сначала планировалось завершить эксплуатацию в 2019 году, затем в 2023 году. Проблема заключается в задержках со снабжением национального истребителя Tejas, который должен заменить МиГ-21. Tejas разрабатывается с 1983 года именно с этой целью, поэтому отсрочка списания МиГ-21 имеет очень долгую историю.
В настоящее время производство Tejas буксует из-за проблем со снабжением двигателей. В индийском Tejas используется американский F404-IN20 от General Electric. В 2023 году было заказано 99 таких двигателей за 720 млн долларов, а еще 75 было получено ранее, что позволило произвести более 50 истребителей вместе с прототипами.
Истребитель Tejas индийской разработки
Однако причины задержек могут быть не только на американской стороне, ведь согласно условиям договора производство F404-IN20 должно было осуществляться со значительным участием индийских предприятий. А контракт 2023 года был, очевидно, привязан к заказу на 97 истребителей Tejas Mk 1A, который был реализован лишь весной 2024 года.
Таким образом, отсрочка списания МиГ-21 на 2026 год вполне может быть не последней.
В Индии МиГ-21 получил очень плохое реноме – примерно половина из 840 полученных от СССР самолетов была потеряна в авариях и катастрофах, во время которых погибли более 170 пилотов и более 40 гражданских лиц.