Во втором квартале 2025 года Tesla продала 384 122 электромобиля, что на 13% меньше, чем за тот же период прошлого года. Это уже второй квартал подряд с отрицательной динамикой, и для возвращения к росту компании необходимо реализовать во второй половине года дополнительно около 110 000 машин — задача, которая выглядит крайне сложной.
Несмотря на снижение, результаты оказались лучше пессимистичных прогнозов аналитиков, ожидавших падения более чем на 20%. На этом фоне акции Tesla неожиданно выросли на 5,1% перед открытием торгов в Нью-Йорке.
Однако эти цифры контрастируют с заявлениями Илона Маска, который в мае уверял, что компания преодолела спад начала года. Ситуация оказалась сложнее: если Конгресс США отменит налоговые льготы для электромобилей, продажи могут сократиться еще сильнее.
Причины спада
Tesla рассчитывала на обновленную Model Y, свою самую популярную модель, но столкнулась с растущей конкуренцией. Китайские BYD и Xiaomi усиливают давление на азиатском рынке, а General Motors наращивает присутствие в США.
Кроме того, компания не выполнила обещание начать производство новых бюджетных моделей в первой половине года. Аналитики предполагают, что их запуск может быть перенесен.
Прогнозы и перспективы
По оценкам экспертов, по итогам 2025 года Tesla может показать второе годовое падение подряд — около 1,65 млн проданных автомобилей против 1,79 млн в 2024 году.
Маск, однако, продолжает демонстрировать оптимизм. В конце квартала он анонсировал тестирование автономного такси в Остине, что вызвало рост акций на 23%.
Реорганизация управления
На фоне трудностей Маск лично взял под контроль продажи и производство в США и Европе после ухода ключевого менеджера Омеда Афшара. Азиатский регион и глобальные производственные процессы теперь курирует старший вице-президент Том Чжу.
Очевидно, основатель Tesla намерен жестко контролировать ситуацию. Но сможет ли это остановить падение — большой вопрос.